„Nem oda korcsolyázunk, ahol a korong van,
hanem oda, ahova majd érkezik.”

«Америка мнит себя исключительной нацией»

2025. jan. 06.
Gabor Stier

MEGOSZTÁS

«США, возомнившие себя особенными и призванными руководить миром, всеми способами пытаются замедлить демонтаж своей гегемонии, и это создает серьезную напряженность в мире. Но баланс сил меняется, и формирование отражающего его мирового порядка – объективный и необратимый процесс, с которым Америке рано или поздно придется смириться. Но прежде всего, необходимо изменить американский менталитет, который ставит себя выше других». Об этом в беседе с порталом «Москва тер» рассказал бывший посол РФ в Вашингтоне и нынешний сенатор С.Кисляк.

Szergej Kiszljak #moszkvater

Fotó:EUROPRESS/Brendan Smialowski/AFP

– Давайте сразу перейдем к делу. По мнению многих, победа Д.Трампа коренным образом изменит глобальные процессы. Не является ли такое ожидание чрезмерным? Считаете ли вы так же или скорее согласны с мнениями, которые призывают к осторожности и предупреждают о том, что в настоящее время слишком много иллюзий связано с возвращением президента США в Белый дом?

– Я думаю, что аналитики, как правило, слишком много внимания уделяют тому, какую партию представляет президент США в том или ином конкретном случае. Послушайте, президенты приходят и уходят, но глобальные интересы Соединенных Штатов не меняются. Поэтому постоянная и самая большая проблема в отношениях Вашингтона со  многими странами заключается в том, что американцы считают себя особой нацией. Они этого даже не скрывают и открыто говорят о желании контролировать весь мир. Этот менталитет с удивительной простотой проявился в политике нынешней демократической администрации. Госсекретарь Э.Блинкен неоднократно заявлял, что Соединенные Штаты должны лидировать в мире, потому что, если они этого не сделают, это пойдет вразрез с интересами Вашингтона и ослабит американскую гегемонию. Из этого следует, что Соединенные Штаты должны доминировать в мире. Администрация Дж.Байдена рассматривает этот тезис как догму. И таким образом, это мышление фундаментально определяет американскую внешнюю политику, что является серьезной проблемой, прежде всего, потому, что, конечно, Соединенные Штаты обладают огромной финансовой, экономической, военной мощью, у них около 800 иностранных баз, прежде всего вокруг России и Китая, но мир меняется, баланс сил трансформируется.

– И Америка этого не понимает или не хочет понимать?

– Соединенные Штаты прекрасно это понимают. Очевидно, что экономическим центром мира больше не является ни Америка, ни тем более Европа. Акцент сместился на Азию, и в будущем Африка и Латинская Америка будут приобретать всё большую значимость. Центром роста сегодня является Азия, мы это очень хорошо видим, и, конечно, сама Азия осознает это, и страны так называемого Глобального Юга тоже это видят. Наряду со смещением экономического центра тяжести эти страны требуют для себя большего влияния в управлении мировыми делами. Они хотят, чтобы их роль в ООН и других международных организациях соответствовала их возросшему весу и имеют на это полное моральное право. Кроме того – подобных перемен требуют новые реалии. Именно этого хотят и страны БРИКС – более справедливой, отражающей баланс сил системы, основанной на взаимном уважении, а не на эксплуатации других. Я не знаю, станет ли эта модель, задуманная БРИКС, основой многополярного миропорядка, но ясно, что она как ничто другое соответствует трансформации мира, новым реалиям. В этой связи важно констатировать, что БРИКС не был сформирован против Запада, я бы скорее сказал, что эта часть мира не является Западом. Возвращаясь к Америке, этот процесс прекрасно видят в Вашингтоне, но подобная трансформация мирового порядка воспринимается как угроза с точки зрения развития глобальных позиций США.

– Это понятно, ведь Соединенные Штаты хотят любой ценой сохранить свою гегемонистскую роль…

– Верно, именно поэтому они отказываются сотрудничать в создании более справедливого миропорядка. Они не могут и не хотят избавиться от менталитета, возникшего после распада Советского Союза в Америке, которая возомнила себя единственной мировой сверхдержавой, оставшейся на сцене. Поэтому в ход идут все средства сдерживания – НАТО, санкции, вмешательство во внутренние дела других стран. В этом нет ничего нового, кроме того, что уровень высокомерия повысился. И в какой-то степени это тоже понятно, поскольку они чувствуют, что привычная гегемония постепенно ослабевает. По паритету покупательной способности Китай уже догнал и даже перегнал Соединенные Штаты, а через двадцать лет китайская экономика будет примерно в полтора раза превышать американскую, которую к тому времени обгонит и Индия. Это огромный удар по американскому доминированию, по сохранению контроля над миром. Возглавляемый Соединенными Штатами Запад всеми силами сопротивляется этому объективному процессу, пытаясь обуздать его, и такое поведение будет продолжать поддерживать напряженность в будущем. Одним из особенно агрессивных примеров этого сдерживания является создание на Украине силового противодействия России. Мы видим, к чему это привело.

– Как вы думаете, удастся ли Д.Трампу хотя бы заморозить этот конфликт?

– Просто вдумайтесь, что на самом деле означает «заморозить конфликт»? Дальнейшее вооружение и укрепление Украины.

– Именно поэтому такая идея урегулирования вряд ли приемлема для России. Я правильно вижу?

– И президент России, и министр иностранных дел неоднократно заявляли об условиях, на которых Москва готова прекратить конфликт. Об  этом четко заявил В.Путин в июне 2024 года, выступая перед руководящим составом МИД. В этом отношении с тех пор ничего не изменилось. Кроме того, также очевидно, что Россия заинтересована не  в  замораживании конфликта, а в устранении причин, которые привели к этому усилению конфронтации, и в долгосрочной стабильности. А этого можно добиться только комплексным решением проблемы.

– На мой взгляд, из этого напрямую следует, что, если Россия готова пойти на компромисс и принять нынешнее предложение Д.Трампа о замораживании конфликта, то интенсивная фаза войны может завершиться относительно быстро. Но если нет, то война будет продолжаться и после 2025 года, поскольку все должно будет решаться на поле боя. Вы согласны с этим?

– Россия была вынуждена решать эту проблему военным путем, в рамках специальной военной операции. Условия для этого были созданы Западом во главе с Соединенными Штатами. Мы должны поставить точку в этом вопросе, и мы это сделаем. Если Украина и Запад не готовы вести предметные переговоры, которые учитывали бы реалии и интересы России и были бы направлены на устранение причин, приведших к конфликту, значит наше решение будет иным. Например, нельзя обойти стороной вопрос о нейтралитете Украины и членстве в НАТО.

– Как и вопрос демилитаризации, который, на мой взгляд, сегодня, пожалуй, является проблемой номер один…

– Важен каждый элемент причин, приведших к конфликту, и еще раз подчеркиваю, проблема должна решаться комплексно.

– Согласны ли вы со мной в том, что известные идеи Д.Трампа по урегулированию направлены не на это, а лишь на замораживание конфликта, и поэтому для России это вряд ли приемлемо?

– К сожалению, я не могу сказать, что знаю, чего хочет Д.Трамп.

– Многие из нас такого же мнения…

– И этот комментарий касается не только разрешения конфликта на Украине, но и решения глобальных проблем в целом. Д.Трамп – непростой человек. Он доказал это в свой первый президентский срок, и мы не можем не учитывать тот факт, что он вынужден действовать в рамках американской политической системы, в которой полномочия президента довольно широки, однако он не сможет игнорировать определенные интересы, которые во многих случаях ограничивают его возможности для маневра. Поэтому мы не знаем, какое предложение поступит от Д.Трампа. Если это предложение серьезное, мы изучим его на основе критериев, изложенных выше. Но каждый элемент предложения должен быть тщательно рассмотрен и проанализирован, потому что история отношений НАТО и России полна лжи. Они лгали, когда после объединения Германии обещали, что НАТО не будет расширяться на Восток, они не соблюдали соглашения о разоружении, а затем переложили ответственность за это на Россию, они лгали, когда Совет Безопасности ООН проголосовал за запрет полетов над Ливией, а затем использовали это для уничтожения страны и, начиная с Минских соглашений, они постоянно лгут о конфликте на Украине. Как после этого можно верить каким-либо обещаниям Запада?

– То, что произошло в Сирии, многих удивило и поставило Россию, поддерживающую режим Б.Асада, в неловкое положение. В какой степени эта ситуация может повлиять на конфликт на Украине?

– Я уверен, что ситуация в Сирии в конечном итоге будет урегулирована путем переговоров. Россия поддерживала эту линию на протяжении многих лет в рамках Астанинского процесса. Что касается возможного влияния на конфликт на Украине, я бы не стал связывать эти два фактора. Утверждать так – сильное преувеличение, не стоит смешивать эти два конфликта.

– Мы начали с Америки, на этом и закончим интервью. Каким вы видите место Соединенных Штатов на мировой арене через двадцать лет?

– Соединенные Штаты по-прежнему будут великой державой, но лишь одной из многих. То, что происходит сейчас в мире, является объективным процессом, и поэтому в интересах Вашингтона учитывать реалии и принять изменение баланса сил вместо создания образа врага. Вспомните, например, что в 2017 году Вашингтон принял закон, объявляющий Китай врагом, и такой подход определяет его геополитические амбиции. Это неправильно, и я могу только надеяться, что рано или поздно Соединенные Штаты смирятся с более демократичным и справедливым новым мировым порядком, основанным на взаимном уважении и равновесии. Америка должна найти свое настоящее место в этом мире, потому что тем самым она может выиграть в долгосрочной перспективе. Это требует изменения нынешнего менталитета, основанного на превосходстве Америки, на вере в ее вечность, на мышлении и провозглашении себя особой и исключительной нацией.

– Мы уже видели это раньше в истории, а также к чему приводил подобный менталитет, который считает себя исключительным и превосходящим другие народы.…

– Именно так. Не дай Бог, чтобы это повторилось! Нам предстоит трудный и тернистый путь, но я оптимистичен и верю, что человечество решит и эту проблему, и что формирование нового баланса сил принесет стабильность в мире.

MEGOSZTÁS

Gabor Stier
Geboren 1961, ist ein ungarischer außenpolitischer Journalist, Analyst und Publizist. Er ist Fachjournalist für Außenpolitik bei der ungarischen Wochenzeitschrift Demokrata sowie Gründungschefredakteur von #moszkvater, einem Internet-Portal über die slawischen Völker, insbesondere die Länder der ehemaligen Sowjetunion. Davor war er 28 Jahre lang bis zu ihrer Auflösung bei der konservativen Tageszeitung Magyar Nemzet tätig, von 2000 bis 2017 als Leiter des außenpolitischen Ressorts. Er war der letzte Moskau-Korrespondent der Zeitung. Sein Interesse gilt dem postsowjetischen Raum und dessen aktuellen geopolitischen Entwicklungen. Stier schreibt regelmäßig für außenpolitische Fachzeitschriften und seine Beiträge und Interviews erscheinen regelmäßig in der mittel- und osteuropäischen Presse. Er ist Autor des Buches „Das Putin-Rätsel“ (2000) und seit 2009 ständiges Mitglied des Waldai-Klubs.
Vélemény, hozzászólás?

Az e-mail címet nem tesszük közzé. A kötelező mezőket * karakterrel jelöltük

Ez az oldal az Akismet szolgáltatást használja a spam csökkentésére. Ismerje meg a hozzászólás adatainak feldolgozását .

    KAPCSOLODÓ CIKKEK

    LEGUTÓBBI CIKKEK

    CÍMKÉK

    No categories found